Коллекция доспехов музея Метрополитан в Нью-Йорке

Бэшфорд Дин: «отец» коллекции доспехов музея Метрополитен

Экспозиция доспеха эпохи высокого средневековья и раннего нового времени в нью-йоркском Метрополитен-музее поражает воображение богатством, разнообразием и широтой хронологического охвата. Одна из богатейших в мире, стоимостью и культурным значением экземпляров она уступает лишь полудюжине королевских сокровищниц Старого Света. Расположившееся между пятой авеню и Центральным парком здание сегодня привлекает миллионы посетителей ежегодно. Четвертый по величине в мире – после Лувра, Эрмитажа и Национального музея Китая - Метрополитен прочно занимает позицию на самой вершине музейного Олимпа, однако, в конце XIX века американские экспозиции едва ли могли похвастаться хотя бы одним полным комплектом доспеха. История рыцарского зала Метрополитена — это более чем вековая борьба за бюджет, каждый экспонат, и за пополнение мировой сокровищницы знания о доспехе, начавшаяся, по большей части, с одного человека.

В Европе интерес к средневековому доспеху как музейному экспонату зародился во второй половине XVIII века. Хаос Наполеоновских войн привел к тому, что из фамильных запасников, хранилищ и сокровищниц средневековые артефакты попадали в руки коллекционеров или скупщиков, меняли владельцев, и в итоге заполнили рынок антиквариата. Середина-вторая половина XIX века отметились в европейской культуре подъемом интереса к «готике» - средневековой эстетике – и доспеху XIV-XV века как неотъемлемой части рыцарского образа. К берегам североамериканского континента мода на «готику» добралась лишь к рубежу XIX-XX веков.

Первая выставка доспеха открылась в Нью-Йорке только в 1890 году. Оливер Хазард Перри Бельмонт выстроил огромный зал в Белькорте (Род Айленд), чтобы разместить личную коллекцию, приобретенную у фирмы Тиффани и Ко. Открытый в 1870 году Метрополитен в то время не мог похвастаться ни одним экспонатом. Однако, в состав членов его совета входили два увлеченных коллекционера доспеха – Уильям Риггс и Резерфорд Стайвисант. Риггс начиная с 1850 года жил в Париже, посвящая все свободное время своей страсти – коллекционированию рыцарской брони. В 1870 году его собрание, еще в зачаточном состоянии, уже привлекло внимание первого президента Метрополитена настолько, что Риггс был назначен вице-президентом в надежде, что его экспонаты перейдут рано или поздно в запасники музея.

Стайвисант, потомок знаменитого губернатора Нью-Йорка по имени Питер –голландца с деревянной ногой, к моменту своей кончины в 1909 году обладал коллекцией в более чем 600 элементов доспеха, которая на тот момент являлась самой большой в Америке. В 1896 году его увлечение заставило музей обратить свой взгляд на мир европейского средневековья. Будучи твердо убежденным, что средневековое оружие и доспехи рыцарей должны войти в постоянную экспозицию, Стайвисант вынудил правление принять в дар коллекцию Джона Стоунакра Эллиса – первое собрание доспехов Метрополитена.

Драгоценные для Эллиса экспонаты, впрочем, представляли мало интереса для специалистов – и первой по-настоящему ценной покупкой для музея стала (по представлению все того же Стайвисанта) экспозиция из пятисот экспонатов Мауриса де Талейран-Перигора, герцога де Дино. Самая значительная частная коллекция в мире, в основном состоявшая из европейских экспонатов, была еще и самой дорогой для своего времени. В 1901 году она была выставлена на продажу, а в 1904 – перешла в собственность нью-йоркской экспозиции за «скромную» сумму в 250 000 долларов США. Поразительно, но сделка была заключена «заочно» - покупатели не видели экспонатов и не располагали экспертным заключением, подтвердившим бы подлинность артефактов. Впоследствии многие из комплектов, которые считались единым гарнитуром, оказались либо подделкой европейских антикваров, либо подвергались обширной реставрации сомнительного качества, и по мере роста компетентности экспертов музея, покидали выставочный зал. Злого умысла самого герцога де Дино в этом, конечно, не было.

Bashford Dean's 1904 installation of the Duc de Dino collection

Экспозиция музея, 1904 г.

Помимо экспонатов из коллекции королевских семейств Европы, среди которых знаменитый турнирный гран-бацинет для пеших поединков или французский бургиньот, сделанный, предположительно, для Генриха II, коллекция могла похвастаться несколькими шлемами из Оттоманской империи.

Неожиданным побочным эффектом приобретения коллекции стал интерес к музею человека, который в будущем предопределит не только судьбу рыцарского зала, но и облик всего изучения доспеха как академической дисциплины.

Бэшфорд Дин (1867-1928), впоследствии первый куратор отдельного департамента доспехов, был профессором зоологии позвоночных в университете Колумбии. Один из ведущих мировых экспертов по панцирным рыбам (плакодермам) в свободное время был страстным любителем и коллекционером панцирей рыцарских. Его первое появление в музее случилось в 1903 году, когда его японская коллекция доспеха, собранная в 1900 году, была выставлена в зале частных приобретений.

японский доспех

Дин, Б. Путеводитель по экспозиции японского доспеха, 1903. Музей Метрополитен.

В 1904 году Бэшфорд добровольно вызвался организовать постоянную выставку новоприобретенной коллекции – и с успехом справился с задачей в рекордные сроки. Экспонаты оказались в витринах уже к осени того же года, а следующей весной свет увидел богато иллюстрированный путеводитель по экспозиции, предваренный обширным вступительным словом, проливающим свет на историю доспеха. В том же году личная коллекция Бэшфорда перешла в собственность музея. В 1905 году Бэшфорд Дин отправился в Японию для продолжения научных изысканий в области зоологии. В Америку он вернулся не с пустыми руками, а пополнив личную коллекцию еще несколькими сотнями элементов японского доспеха.

В том же 1905 году Бэшфорд организовал обмен между Метрополитеном и Императорским музеем в Токио. В обмен на собрание древнеегипетских экспонатов, нью-йоркская коллекция пополнялась японскими артефактами эпохи Кофун (3 в до н.э. – 3 в н.э.). Собрание не имеет аналогов за пределами Японии.

рыцарский доспех

Дин, Б. (1905) Каталог экспозиции доспеха, музей Метрополитен

Руководство музея, впечатленное усилиями коллекционера-любителя, предложило ему должность почетного смотрителя экспозиции, которая на тот момент входила в департамент Декоративно-прикладных искусств, и Бэшфорд согласился.

Bashford Dean in Japanese armor

Башфорд Дин в японском доспехе стиля гусоку, 19 век. 1900. Источник: metmuseum.org

Осознавая, должно быть, совершенно справедливо, что публику в залы доспехов привлекает романтический ореол вокруг образа рыцаря, Бэшфорд организовывал выставку, по возможности, вокруг этого романтического идеала. Особое предпочтение отдавалось полным гарнитурам и конному доспеху (барду). Многие экспонаты попадали в запасники в плачевном состоянии – и в 1909 году по представлению куратора средневековой экспозиции музей Метрополитен нанял профессионального мастера по доспехам, Даниэля Ташо из Парижа.

Armoer in Chief of Metropolitan Museum

Оружейная музея. 1918. Источник: U.S. National Archive

Имея в штате постоянного художника по металлу, Бэшфорд Дин не ограничивал свою фантазию лишь реставрацией доспеха. В цикле организованных им лекций по истории европейского вооружения, к примеру, платтнер прямо на глазах у зрителей сформировал купол шлема из единой металлической пластины. В ходе другой лекции ассистент, одетый в полный доспех, совершал гимнастические упражнения, демонстрируя публике возможности этого, по расхожему мнению, сковывающего движения защитного костюма.

В 1912 году рыцарский зал стал вторым по посещаемости – после зала Древнего Египта – и его было решено выделить в отдельный департамент. Башфорд Дин стал уже официальным куратором на оплачиваемой позиции.

Обязанности включали в себя не только исследования, составление коллекции, ротацию экспонатов и приобретение новых. Бэшфорд внимательно следил за местными аукционами и коллекциями местных любителей средневековья. Предметом особого вожделения для него было частное собрание Риггса. Бэшфорд находился в переписке с пожилым джентельменом с 1904 по 1912 годы, навещал его в Париже, и, наконец, добился своего – в 1913 году полное собрание доспеха отошло в качестве бесценного дара к музею. Куратор провел полгода в поместье Риггса, сортируя артефакты. В изумлении он писал директору музея Эдварду Робинсону: «Я нашел пару шпор с шикарной гравировкой в куче носков».

В числе прочих артефактов коллекция Риггса содержала, к примеру, великолепный образец Миланской высокой чеканки – кирасу работы Джиована Паоло Негроли (XVI в.)

кираса

Breastplate ca. 1540–45, Giovan Paolo Negroli. Источник: metmuseum.org

В 1913 году скончался президент музея, банкир и коллекционер Джон Морган. Его смерть стала большим ударом для музея и для его семьи. Наследник Джек Морган начал распродавать на торгах коллекцию отца, чтобы иметь возможность заплатить налог по вступлению в права наследования. Частное собрание могло похвастаться шедевром Филиппо Негроли – великолепным парадным бургиньотом 1543 года с фигурой русалки на гребне. Этот шлем был приобретен в 1907 году за ошеломительную по тем временам сумму в 60 000 долларов США. Музей не мог себе позволить выкупить коллекцию. Бэшфорду оставалось только уповать на щедрость наследников, покровительство библиотекаря и куратора коллекции Моргана, и надеяться на лучшее. В 1917 году шлем был передан в собственность музея в качестве подарка, в числе семи тысяч других экспонатов.

шлем

Burgonet, dated 1543, Filippo Negroli. Источник: metmuseum.org

Другим приобретением 1917 года стал полный гарнитур доспеха, которым владел, вероятно, Генрих VIII. Самое раннее из дошедших до нас произведение искусства работы Гринвичской мастерской датируется 1527 годом. В 1889 году доспех привлек внимание коллекционеров во время Ретроспективной Военной Выставки в Париже. Его владелица, графиня д’Узэ не собиралась продавать семейное сокровище, которое, вероятно, попало в семейную коллекцию в XVI веке в качестве дипломатического подарка. Но Первая мировая война изменила расстановку сил в Европе, и многие артефакты из коллекций европейских наследников знатных домов оказались на аукционах. Турнирный комплект для пешего боя, в итоге, оказался в собственности музея Метрополитен за 66 000 долларов США, что стало самым дорогостоящим единоразовым приобретением куратора.

доспех

Armor Garniture, Probably of King Henry VIII of England (reigned 1509–47), dated 1527. Design of the decoration attributed to Hans Holbein the Younger. Источник:  metmuseum.org

Первая Мировая война существенно повлияла на рынок антиквариата, и, в частности, рыцарского доспеха. Музеи Германии и Австрии, не имея средств даже поддерживать свое существование, распродавали фонды или избавлялись от менее ценных экспонатов. Аристократы сбывали шедевры живописи и декоративно-прикладного искусства. Обеспеченные американские коллекционеры получили возможность приобретать шедевры такого качества и стоимости, подобных которым никогда не видел Новый Свет.

В 1919 году Бэшфорд Дин отправился в Европу на поиски новых приобретений в коллекцию музея. Согласно его дневникам, он посетил 649 торговцев антиквариатом и 60 частных коллекций в 48 городах Европы. Из покупок той поездки наиболее значимыми можно назвать рыцарский шлем работы Кёльмана Хельмшмидта из Аусбурга, найденный в запасниках музея в Стамбуле, шлем в виде головы льва проданный Национальным музеем Германии в Нюрнберге, и полный комплект французского кирасира XVII века. К тому же периоду относится приобретение трех комплектов конного доспеха.

шлем

Jousting Sallet Made for Louis II (1506–1526), King of Hungary and Bohemia, ca. 1525. Attributed to Kolman Helmschmid

шлем голова льва

Sallet in the Shape of a Lion's Head, ca. 1475–80

доспехи кавалериста

Armor for Heavy Cavalry with Matching Shaffron (Horse's Head Defense), ca. 1600

Эти траты практически исчерпали даже щедрый бюджет Метрополитен-музея, и Бэшфорду пришлось искать другие источники финансирования для своего увлечения. К примеру, он и один из попечителей музея Пратт организовали продажу коллекции Генри Кисби с условием, что если сумма сделки не достигнет условленной, они покроют разницу из личных средств, а если превысит – то полученные деньги пойдут на пополнение бюджета рыцарского зала. В результате их усилий музей получил 75 000 долларов США, потраченные позднее на несколько турнирных комплектов из Саксонии, включая максимилиановский доспех, украшенный отличительным для этого стиля рифлением, и еще один шлем Джиована Паоло Негроли.

Некоторые экземпляры ценных по мнению куратора экспонатов, покупка которых выходила за финансовые возможности музея, Бэшфорд приобретал в личную коллекцию, реставрировал за свой счет, и затем перепродавал музею по цене первоначальной сделки. Так запасники пополнились несколькими турнирными павезами с росписью из Германии.

Новоиспеченный куратор видел часть своей задачи в просвещении публики, и в 1915 году Бэшфорд заказал художнику Стэнли Роуланду серию иллюстраций, которые бы наглядно демонстрировали развитие вооружения и доспеха средневековой Европы. Эти таблицы по сей день используются в качестве наглядного визуального материала любителями рыцарской романтики средних веков, а еще несут на себе отпечаток главной области интересов их заказчика – палеозоологии. Таблицы «эволюции» доспеха были опубликованы в качестве самостоятельного издания в 1928 году.

таблица эволюции оружия

эволюция шлема

эволюция защиты рук

Educational charts of arms and armor / prepared by Bashford Dean, ill. by S.J. Rowland and Hashime M. Metropolitan Museum of Art (New York, N.Y.). Department of Arms and Armor [New York, 1928]

В 1924 году были сняты образовательные фильмы о коллекции, рассказывающие о доспехе и его истории, применении, и развенчивающие основные мифы.

Широкие познания Бэшфорда Дина сделали его заметной фигурой в изучении доспеха в мировом масштабе. На правах эксперта он участвовал в раскопках крепости Монфор в Акре, Израиль, в 1926 году. Во время Первой Мировой войны министерство обороны привлекало его к разработке защитного вооружения для американской армии (впоследствии, его идеи так и не нашли воплощения кроме публикации книги «Шлемы и защита корпуса в современной военной экипировке», 1920). В 1927 году, едва достигший возраста шестидесяти лет куратор объявил о выходе на пенсию, и в 1928 году скончался.

Смерть Бэшфорда Дина стала большой утратой для музея. По завещанию, почти четверть всего наследства Бэшфорда отошла рыцарскому залу, в том числе здание Уэйв Хилл, построенное в готическом стиле специально для его частной коллекции, и само собрание более чем 800 элементов доспеха. Несколько десятков артефактов из Халкиды – коллекции, найденной в 1840 году и переданной в Этнографический музей Афин – в их числе. Бэшфорд приобрел ее в 1920 году. Позднее Бэшфорд использовал элементы доспеха для создания композитного гарнитура для экспозиционных целей.

Armor, 1400-1450 and later. Источник: metmuseum.org

Сегодня частная коллекция Бэшфорда Дина выделена в мемориальную экспозицию. Его имя носит отдельная галерея в здании музея.

Усилия Бэшфорда Дина не только привели к созданию одной из самых значительных коллекций доспеха в мире. Рыцарский зал музея Метрополитен сегодня является одной из центральных экспозиций в деле популяризации средневековой военной культуры. Роскошная выставка с полными латными гарнитурами на ростовых манекенах и конными фигурами вдохновляет не только режиссеров, художников по костюмам, писателей и иллюстраторов со всего мира, но и является сердцем исследования средневековой европейской материальной культуры. Известнейшие исследователи начали свой научный путь в стенах галереи имени первого куратора рыцарской коллекции.

 

Список литературы:

Bashford Dean and the creation of the Arms and Armour Department. https://www.metmuseum.org/exhibitions/listings/2012/arms-and-armor

Boorman, D. K. A Personal Reminiscence of Bashford Dean, and His Unpublished Talk, Circa 1920," The Hobby of Collecting Ancient Armor.

Educational charts of arms and armor / prepared by Bashford Dean, ill. by S.J. Rowland and Hashime Murayama (1928) Metropolitan Museum of Arts, New York.

Pyhrr, S. W. (2012). Of arms and men: Arms and Armor at the Metropolitan, 1912-2012. (Metropolitan Museum of Art Bulletin, 70, 1. New York: Metropolitan Museum of Art.

Rocca, la. D. (2014) Bashford Dean and Japanese Arms and Armor https://www.metmuseum.org/blogs/now-at-the-met/2014/bashford-dean-and-japanese-arms-and-armor