- Оружие
- Доспехи
- Костюмы
- Ювелирные украшения
- Предметы быта
- Сопутствующие товары
- Эксклюзивные вещи
- Барахолка
- Новинки
История ролевых игр живого действия за рубежом
Многие уверены, что история игр живого действия началась именно с «Хобита» Джона Толкина в 1937 году – иначе, мол, почему ролевиков так часто именуют «толкиенутыми»? Однако, на самом деле, мечтам взрослых людей оказаться в фентезийном мире Средиземья понадобилось более сорока лет для того, чтобы получить живое воплощение в ролевых играх. И изначально эти игры («role-playing games») велись только в формате настолок, где можно было окунуться в атмосферу фентези исключительно с помощью карточек, кубиков и миниатюрок. Ролевые игры живого действия («live-action role-playing games») появились значительно позже.
Но давайте проследим, как всё начиналось. Итак, в штате Висконсин в 1971 году два талантливых американца Дж. Перрен и Г. Гайгекс изобрели настолку (или варгейм) на средневековую тематику «Chainmail», что в переводе означает «Кольчуга».
Настольный варгейм «Chainmail»
В первой редакции игры были только миниатюрки средневековых воинов, одна фигурка обозначала отряд из 20 человек, а все сражения велись с помощью пехоты и конницы. Затем, под влиянием «Властелина Колец» Толкина и «Конана-Варвара» Говарда, Гайкекс добавил в новую версию правил элементы фентези – в игре появились фантастические расы и магия. Теперь, помимо обычных солдат, можно было поиграть за эльфов, гномов, великанов и драконов, и даже пострелять друг в друга не только пушечными ядрами, но и огненными шарами-фаерболами. Поклонники игры были в восторге, и в течение месяца продажи вышли на рекордный уровень, коробки с «Chainmail» буквально сметали с витрин. Дальнейшую эволюцию игры связывают с идеями Д. Арнесона, благодаря ему в популярном варгейме появилась ролевая составляющая: игрок мог управлять не только армиями, но и персонажами, с которыми себя ассоциировал. Основное действо перенеслось в пещеры, замки и подземелья. Но постепенно новая игра Гайгэкса и Арнесона стала слишком далека от изначальной задумки, в первую очередь из-за смещения фокуса со сражений на важность игры воображения. Так в 1974 году из этих наработок появилась легендарная ролевая система «Dungeons & Dragons» (D&D)[2] . Главное отличие D&D от похожих игр – это наличие необходимости отыгрыша персонажа-приключенца для погружения в игровой мир, чего ранее никогда не было в настольных играх.
Партия в «Dungeons & Dragons»
Первая зарубежная ролевая игра живого действия была проведена уже через три года в Вашингтоне – в 1977 году. Её придумал Брайан Виз, и называлась она «Dagorhir Battle Games» (в русской транскрипции «Дагохир»). Что примечательно Виз также вдохновлялся творчеством Дж. Толкина, так что мы вновь возвращаемся к тезису, что ролевые игры начались не с Толкина, но благодаря ему. В основе игры «Дагохир», которая проводится и по сей день, лежат полноконтактные бои на мягком оружии (пенопласт или латекс), допускается защитная броня. Магии в мире нет, всё максимально реалистично. Вместе с тем присутствует смешение реалий Средневековья и фэнтези – можно выступать за человека, орка, эльфа и т.д., главное - выглядеть и вести себя в соответствии с заявленным образом. Основные правила ведения боя и допуска оружия содержатся в специальном руководстве, базирующемся на трёх главных принципах - все должно быть нетравмоопасно, правдоподобно и играбельно. К костюмам участников тоже предъявляются определенные требования, перечисленные в справочнике Дагохира. На сегодняшний день «Дагохир» из разовой игры разросся в международную организацию, насчитывающую более сотни отделений и несколько тысяч участников по всему миру. Что примечательно, сами участники «Дагохира» не жалуют название «ролевая игра живого действия». И действительно, правильнее было бы назвать это ролевое событие «фестивалем», нежели полноценной ролевой игрой, так как в Дагохире нет какой-либо серьёзной сюжетной составляющей. Это скорее костюмированное спортивное развлечение.
Dagorhir Battle Games
Рассмотрим особенности ролевых игр живого действия в разных странах, где они проводятся. Начнем с колыбели западных ролевых игр – США и Великобритании.
На становление ролевых игр в этих англоязычных странах наибольшим образом повлияла уже упомянутая ролевая система D&D. Самыми популярными темами РИ в США являются «World of Darkness» («Мир Тьмы») и средневековое фэнтези.
В русских играх в ролевом движении закрепилось деление ролевиков на «целевеков» (больше настроенных на победу в игре, нежели отыгрыш) и «драматиков» (увлеченных наиболее точным воплощением черт характера и образа жизни заявленного персонажа). Похожая ситуация наблюдается и в американских РИ, здесь выделяется направление «геймизма» (аналог наших «целевиков») и «театральная» манера игры, где в первую очередь поощряется качественный отыгрыш (симуляционизм) и красивый антураж, как у российских «драматиков». В США большой популярностью пользуются «сериальные» игры, когда несколько отдельных игр объединены общим сквозным сюжетом.
Также сериальные игры со сложными и обширными правилами распространены в ролевой среде Великобритании. Для британских игр не характерен принцип игры нон-стоп, т.е. непрерывности игровой среды: сон и приём пищи выведены за рамки игры, в то время как в отечественных играх довольно часто игроки питаются в игровых кабаках, не выходя из образа, и даже спят, рискуя быть «убитыми» по игре во сне. В Британии не распространена традиция привлечения в игру специальных игротехнических персонажей, для которых функция помощи мастерам является основной, всех необходимых мастерских персонажей играют сами игроки в случае смерти основного персонажа.
Игры в Канаде могут собрать до 2500 человек, но считаются развлечением для студентов, люди старше 30 лет в них обычно не играют. Правила опираются на D&D. Из интересных деталек – невидимость канадцы моделируют хайратниками (повязками на голову) жёлтого цвета. Для сравнения – у нас белый хайратник является маркером умершего персонажа, который не по игре идёт в Мертвятник (зону перевыпуска вторыми ролями).
Если постараться определить самую «играющую» страну, то пальма первенства принадлежит Германии. В этой стране, судя по календарю http://larpkalender.de/ ежегодно проводится около 700 ролевых игр, а также несколько крупных фестивалей с элементами ролевой игры, в которых одновременно принимают участие несколько тысяч человек, например, «Conquest» и «Drachenfest» (которые обычно насчитывают от 4 тыс. до 8 тыс. участников, не боящихся несколько дней поспать в антуражных палатках на свежем воздухе). Интересный отчет о посещении фестиваля командой российских ролевиков в 2014 году можно почитать на форуме «Манор».
«Drachenfest», 2014г.
Также важно отметить, что в Германии гораздо раньше, чем в России, появилось массовое производство игровых костюмов и оружия для ролевых игр живого действия, что упрощает процесс вхождения в ролевую среду новичков, но, с другой стороны, сильно коммерциализирует и стандартизирует игры. Как говорят некоторые мастера – «лишает игры духовности». Что касается «разговоров о высоком», то ежегодно в январе недалеко от Франкфурта проводится немецкий конвент «Mittelpunkt», который обычно насчитывает 100-150 участников. На сегодняшний день немецкий ролевик по менталитету близок к российскому. Для немцев ролевые игры – это не искусство, а весёлое хобби для успешных людей. Взносы на игру в Германии крайне высоки, и это развлечение не для бедных студентов.
Во Франции ролевые игры живого действия существуют с 1985 года. Для них введен в оборот специальный термин – «jeux de roles grandeur nature» (сокращенно - GN), дословно переводится как «ролевые игры в натуральную величину». Привычный формат французских игр – 60-80 участников на 1-2 дня. Ролевые французы не жалуют «сериальность», готовы играть нон-стоп, без прерывания игры на ночь. Для участия игры требуется тщательная подготовка, так как здесь встречают по одёжке, т.е. качественный антураж не просто важен, а необходим. Игры проводят в локациях, максимально точно воспроизводящих игровое пространство выбранного сеттинга. Во всём идет упор на визуальный реализм. Это означает, что играть в средневековье в лесу, посреди баннеров и нетканки, как это принято в России, для французов нонсенс, всё должно быть достоверно – если игра про средневековье, то и ведется она в настоящем замке. Персонажи тут не умирают, и никто не выходит вторыми ролями. Что бы ни приключилось, мастера игрока «оживят». Если подытожить, то французские ролевые игры отличаются глубоким продуманным сюжетом и очень близки с иммерсивным театром по степени вовлечения игроков в моделируемый мир в течение всей игры. В начале ноября в Париже проводится Ежегодный французский ролевой конвент «Gniales».
В Италии в полевые ролевые игры на открытом воздухе практически никто не играет. Тут практикуют кабинетные игры, или кабинетки, с такой же высокой степенью реализма, как и у французов. Местные ролевики при этом очень тяжелы на подъем, практически не общаются друг с другом за рамками своих мини-сообществ. Приезд ролевика из соседней провинции считается редкостью. За всю историю существования итальянских ролевых игр живого действия, самая большая игра в Италии набрала около 300 человек. На территории страны ежегодно в конце сентября - начале октября проводится конвент «Larp Symposium», который набирает не более 20-30 участников.
Особого внимания заслуживает скандинавское ролевое движение (Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция). Это довольно малочисленное сообщество, которое, при этом, прославилось своей любовью к нетрадиционным форматам и тягой к глубокой драматургии, постигровой рефлексии, для чего даже существует свой термин «Nordic larps» или «playing to lose» — «игра на проигрыш» (в противовес принципу геймизма). Обычно, «нордиками» именуют игры с минимальным количеством правил и иллюзией полного погружения, для чего мастера стремятся наполнить игру максимально узнаваемым, естественным для реальной жизни содержанием. Говоря иными словами, «все, что ты как игрок видишь — это то, что ты видишь» или «совы то, чем они кажутся». Помимо маленьких драматических игр, предметом гордости скандинавского ролевого движение является международный ролевой конвент «Кнутпункт», который проводится с 1997 года поочередно в каждой из скандинавских стран.
Несколько слов о наших ролевых соседях – Украине и Белоруссии. Украинские РИ очень похожи по принципам и игромеханике на российские, но тысячники там не собираются, игра на 300 человек считается большой, в то время, как для нас это – средний формат. А в Белоруссии на сегодняшний день существуют два параллельных ролевых движения: сторонники больших полигонных игр и аудитория маленьких кабинетных нордиков. Российская ролевая традиция оказала также большое влияние на ролевые сообщества Эстонии и Латвии. На территории этих двух стран, в основном, играют в кабинетки по «Миру Тьмы», а летом проводится одна большая полигонная игра до 300 человек. Латвия – яркий пример сосуществования двух ролевых движений, разделенных по языковому признаку: русскоговорящие ролевики привыкли к «российскому формату», а латышские ролевики более западно-ориентированы. Русскоязычное сообщество при этом воспринимается крайне негативно по причине «низкой духовности»: таких ролевиков, якобы, не интересует ничего, кроме игры на выигрыш. В Хорватии популярны маленькие игры по фентезийным сеттингам. В Чехии популярен «Сталкер» и другие вариации страйкбола с ролевыми элементами. Полигонные игры набирают до 800 человек, но сюжетом особо никто не занимается, всё строится на принципе «я дерусь, потому что дерусь». В Польше ролевое движение практически неотделимо от реконструкции, а игры проводятся, в основном, по средневековым сюжетам.
Если говорить об иностранных ролевиках, которые приезжают поиграть в Россию, то они частые посетители игр МГ «Крафт», проводящихся по мотивам сеттинга Warhammer Fantasy Battle. Чаще всего это русскоязычные гости, причем, как из сопредельных государств (Белоруссия, Украина, Прибалтика, Казахстан), так и из дальних стран. Например, на одну из последних игр этой мастерской группы приехал русскоязычный игрок из Австралии. Также был и довольно большой, по российским меркам, десант и нерусскоязычных игроков из Франции и Италии. Это стало возможным во многом благодаря тому, что организаторы сотрудничают с иностранными порталами – средствами коммуникации между ролевиками, и ведут свою страницу в Facebook на английском языке, которая достаточно популярна среди любителей Вархаммера и ролевиков вообще.
ПРИ "Warhammer", 2020г.