- Оружие
- Доспехи
- Костюмы
- Ювелирные украшения
- Предметы быта
- Сопутствующие товары
- Эксклюзивные вещи
- Барахолка
- Новинки
Некоммерческая реконструкция и Общество Креативного Анахронизма
В начале и середине XX века, в промежутках между сокрушительными мировыми войнами, сотрясавшими ойкумену, свет увидели произведения, уводившие воображение в мир магии, колдовства, доблести, чести, и поединков, число жертв в которых пока не исчислялась тысячами. Мы говорим о подъеме фентези как жанра. «Хроники Нарнии», «Хоббит» и «Властелин колец» наряду с циклом рассказов о Конане-варваре Роберта Ирвина Говарда не просто переосмысляли средневековую эстетику (что, в определенном смысле делали и писатели предшествующего века – Вальтер Скотт, Альфред Теннисон, художники-прерафаэлиты), но и, благодаря развивавшемуся рынку книжной продукции, захватили в орбиту своего влияния беспрецедентное количество читателей.
В результате, по всему миру начали стихийно возникать группы по интересам, чьи устремления вращались вокруг изучения и воссоздания средних веков. Университет Беркли в 1960 гг. давал приют по меньшей мере четырем таким объединениям, включая кружок писателей, ставший стихийно известным под названием «Серые гавани» (так же назывался и дом, в котором проводили собрания). В 1960 году двое друзей, познакомившихся в военной школе иностранных языков, отправляются в Германию по долгу службы, и проводят свое свободное время изучая технику средневекового мечевого боя. По возвращении в США, они начинают экспериментировать с изготовлением доспехов и деревянных реплик клинкового оружия и практиковаться в фехтовании.
В 1966 году, вдохновленные уже упомянутым Эглинтонским турниром, друзья вместе с влившейся в их компанию студенткой-историком Дианой Паксон, писательницей из все тех же «Серых гаваней», решают провести собственное состязание, и распространяют информацию о нем с помощью листовок, объявлений в общежитиях и местных газетах. Судя по описанию, «средневековый» турнир представлял собой слегка костюмированную вечеринку, и снаряжение участников варьировалось от современной защиты из арсенала олимпийского фехтования до деревянных бродэксов. Можно отметить, что Мэрион Зиммер Брэдли, впоследствии известная писательница фантастики, была в числе гостей. Мероприятие планировалось как единичное, но участникам так понравилось уничтожать противников с помощью реплик исторического (а по большей части фентезийного) оружия, что они забронировали помещение для следующего турнира. И для следующего. И для следующего...
Видео с третьего турнира SCA, 1966 г.
Чтобы забронировать парк, требовалось указать название группы, ответственной за мероприятие. Так в 1966 году родилось – спонтанно, на правах шутки, - имя общества, существующего по сей день и объединяющего по меньшей мере тридцать тысяч участников по всему земному шару, - Society for Creative Anachronism (Общество креативного анахронизма)[1].
Черный флаг и белые поганки. Spring Wars, 2003. Из личного архива Luan An Fael. Australia.
Общество представляет собой иерархически организованную структуру, разделенную на Королевства, которым подчиняются более мелкие территориальные объединения – Графства, герцогства, баронства и тому подобные. Первые королевства были основаны в США – Королевства запада и востока (Калифорния и Нью-Йорк соответственно), затем последовало Центральное Королевство (Чикаго). Такая удаленность членов одной группы друг от друга диктовало новый формат мероприятий – многодневные турниры с проживанием в месте проведения, что органически повлекло за собой развитие биваков, кухонь и, конечно, средневековой еды[2].
Canterbury Fair, 2020. Фото из архива Isabell Winter. New Zealand.
Согласно документам общества, зарегистрированного в 1971 году как некоммерческая организация, главной его задачей является воспроизведение средневековой европейской жизни. Верхняя временная планка ограничена концом XVI века, а географический охват – странами Западной Европы. Однако, в силу того, что нижняя планка не очерчена, а также нет запрета на воссоздание персонажей, которые могли появиться в Европе лишь теоретически, но по крайней мере существовали в период европейского средневековья в обитаемой части земного шара и имели хотя бы несколько документированных контактов с европейцами, на мероприятиях можно встретить как древних римлян, так и персонажей из арабского халифата, Японии, Китая, народов Степи.
Одним из самых известных домов, эстетика которого идет вразрез с утонченностью жизни королевского двора, можно назвать Великую Темную Орду, основанную в 1971 году. Одним из основоположников и первым ханом Орды был Роберт Асприн, известный американский писатель в жанре фентези. Несмотря на то, что SCA вообще славится своим ироничным подходом к истории и реконструкции как таковой (отметим, что на первых турнирах епископ открывал мероприятие мессой, текст которой – не что иное как перевод нескольких строчек из Винни Пуха на латынь), Орда снискала славу полных... шутников (в зависимости от того, представитель какого дома делится впечатлениями, эпитеты могут разниться).
Лирическое отступление. Байка с одного из Турниров за Корону, рассказанная участником событий.
Традиционно Великая Темная Орда не участвует в турнирах, потому что испытывает неприязнь к титулам, и на крупных фестивалях обычно выполняет роль наемников. Вот и теперь, отправляясь в полном составе на состязание за трон, команда одного из Западных королевств наняла ордынцев охранять ворота своего лагеря. Немного посовещавшись и поразмыслив, степняки пришли к единому мнению, что охранять ворота нанимателя посреди пустынного лагеря, полного великолепных шатров, утвари и других привлекательных для мародеров предметов, будет попросту недальновидно, стало быть, самым безопасным местом для ворот будет стоянка Великой Темной Орды. Так ворота были аккуратно сняты и совместными усилиями (не без труда – на зарубежных фестивалях любят строить на славу) отконвоированы в стан Орды. Там в полной безопасности и под бдительным надзором они пролежали до завершения турнира.
Rowena Khan, 2005. Фото со страницы Rowena Avalon
Организация общества иерархична достаточно проста. В SCA самым крупным региональным объединением является Королевство. Обычно, численность территории, которая может присоединиться к обществу на таких правах, должна исчисляться несколькими миллионами человек. К примеру, штат Нью-Йорк теоретически достаточно велик для самостоятельного Королевства, тогда как государство Новая Зеландия может претендовать лишь на скромную часть Королевства Lochac, наряду с Австралией и частями Антарктиды, как указано на сайте (интересно, что за части)[3]. В каждом Королевстве должен быть Король и Королева, которые сменяются дважды в год, формируя Летний и Зимний двор. Король выбирается по результатам Турнира за Корону, – главного мероприятия локальной группы SCA. Готовятся к нему загодя и проводят с размахом – мероприятие может растянуться на полторы недели. Состязания проводятся в так называемой «тяжелой» номинации – а именно, в полном доспехе и с деревянными репликами оружия. Участники сами засчитывают попадания, повреждения конечностей отыгрываются, к примеру, перекладыванием оружия в другую руку. В бою разрешены рубящие удары, «порезы» и уколы.
Видео турнира за корону, 2013.
Доспех должен обеспечивать достаточную защиту основных суставов, корпуса, головы и обязательно горла. В остальном требования к снаряжению весьма свободные.
Победитель турнира становится следующим претендентом на трон и выбирает королеву на свое усмотрение. Король и королева пользуются всеобщим уважением и почитанием, и по неписанному правилу общества, обычно, должны соответствовать самому высокому стандарту во всем, что касается оружия, доспехов и средневекового костюма. Впрочем, если новая венценосная пара не может позволить себе дорогие наряды, участники группы помогут изготовить соответствующее одеяние. У правящей четы есть и свои обязательства – они должны участвовать в крупных мероприятиях своего королевства, так что титул сопряжен с определенными финансовыми обязательствами.
Турниры за Корону имеют свой регламент, в остальном участники могут сойтись для схватки на любом оружии, по любым правилам и в любом количестве – границы определяет только фантазия и здравый смысл. Традиционно проводят состязания по фехтованию на рапирах и массовые поединки с копьями и алебардами, но можно встретить и варианты «волчьего круга» - все против всех – и более экзотические сходы. К примеру, турнир, в котором повреждения конечностей переходят из одного боя в другой пока участник не выбудет из состязания. Или разновидность турнира «все против одного» в котором участник выбывает из боя, если ему нанесли одно результативное повреждение, и все выведенные им противники возвращаются на поле. Таким образом, чтобы победить, необходимо буквально «убить» каждого противника на ристалище.
Поскольку общество – зарегистрированная некоммерческая организация, официальные представители обязаны собирать ежемесячные встречи участников, отчитываться о потраченных средствах и вести учет. Для этого в каждой группе есть свой Казначей. Кроме того есть Сенешаль, который отвечает за бумажную работу и обычно контакты с желающими вступить в группу. В группе должен быть свой герольд – человек, отвечающий за регистрацию гербов. Ассоциация герольдов – отдельная группа внутри общества со своими забавными особенностями, которая регистрирует псевдонимы и знаки отличия членов общества.
Воссоздание материальной культуры в SCA отличается от реконстуркторских групп. Так, чтобы принять участие в любом фестивале, необходимо лишь продемонстрировать «достаточные усилия». Усредненный простейший вариант костюма, доступный каждому, - простая Т-образная туника, распространенная в Европе на протяжение по меньшей мере пяти веков. Облачившись в такой предмет гардероба поверх повседневной одежды, можно пройти даже на самое роскошное мероприятие. Начинающие участники иногда даже могут занять костюм в местном отделении, что определенно способствует популярности Анахроничных групп на фоне строгих правил некоторых реконструкторских клубов.
Всех членов общества поощряют создать своего персонажа – личность, которая не имеет исторического или литературного аналога, но «прописана» в определенном регионе и периоде. Так невозможно стать Анной Болейн, но ваш персонаж может жить в Англии Тюдоровской эпохи при королевском дворе. Создание персонажа, его родословной и герба, костюма и аксессуаров требует разностороннего исследования истории и материальной культуры средних веков. Впрочем, всегда найдется человек, который может поделиться знаниями, выкройками, поможет выбрать имя и нарисовать герб.
Чтобы поощрить интерес к материальной культуре, в SCA существует Орден Лавровой Ветви – объединение заслуженных ремесленников. Заслужить Лавр непросто, но лауреаты ордена почитаются наравне с Рыцарями – лучшими фехтовальщиками. Чтобы войти в круг Лавра, необходимо продемонстрировать глубину своего исследования, результат собственного труда и – самое главное – готовность делиться знаниями с другими участниками общества. Так, например, швее недостаточно выполнить самую точную реконструкцию выбранного костюма, но нужно составить и опубликовать свое исследование (некий аналог паспорта костюма) и регулярно давать мастер-классы или лекции. Награду, разумеется, дают не только за шитье, но и за работу с кожей, изучение кухни, пивоварения, обработки металла, изготовления ювелирных изделий.
Пример опубликованного материала от участницы Общества из Швеции: https://handcraftedhistory.blog/2019/10/10/working-kirtle-for-the-15th-century-woman/
Другая отличительная черта Общества – на мероприятие невозможно приехать зрителем. Все посетители фестиваля – участники, а значит должны соблюдать минимальные требования к костюму и вести себя в соответствие с принятым в Обществе этикетом.
Гигантский масштаб Общества никак не способствует попыткам обобщения. В SCA есть люди, которые увлечены отыгрышем своей альтернативной персоны больше, чем реконструкцией – и в этом общество ближе к ролевым играм. Есть серьезные исследователи, историки и археологи, первые научные шаги сделавшие в рамках исследования для SCA. Кому-то больше нравится фехтовать, кому-то готовить, кто-то приходит за общением или в попытках уйти от реальности. Полное отстутствие внешней критики – никто не может выгнать из общества за несоответствие костюма исторической эпохе (но могут за нарушение закона или внезапно открывшееся криминальное прошлое) с одной стороны, обеспечивает комфортную среду для веселого времяпрепровождения, но с другой – не стимулирует повышать степень аутентичности снаряжения.
В общем, смотрите сами:
Меропритие SCA Double Wars, Швеция
Источник: i1.wp.com
Мероприятие Middelaldercentret реконструкторской группы Fraternis Militia Carnis, Швеция
Источник: carnis.org
В целом, SCA существует для развлечения и отвлечения, и отдельные всплески «стежкового нацизма» безжалостно уничтожаются на корню.
Говорят, одно отделение SCA есть и в России, но все попытки автора статьи связаться с любым из двух на тот момент (примерно 2016 год) известных участников уперлись в «Кто вы такие и что нам от вас нужно» (или, выражаясь прямо, потерпели крах).
[2] Cramer, M. (2010). Medieval fantasy as performance : the Society for Creative Anachronism and the current Middle Ages . Lanham, Md: Scarecrow Press.
[3] Kingdom of Lochac: Official Website. https://lochac.sca.org/