- Оружие
- Доспехи
- Костюмы
- Ювелирные украшения
- Предметы быта
- Сопутствующие товары
- Эксклюзивные вещи
- Барахолка
- Новинки
Шапель, кабассет, морион
Шапель – шамый лучший шлем
Безымянный алебардист из второго ряда
Шапель (фр. 'chapel', 'chapel-de-fer’), она же «капеллина» – это достаточно старая форма средневекового защитного наголовья. Его узнаваемая форма – в виде неглубокого купола с широкими полями, оставляющими открытыми лицо – упоминается еще в описаниях XII века. С французского языка его название переводится как «железная шапка». В английском языке параллельно существуют два названия для этой формы шлема – 'kettle hat' («котелок») или 'war-hat' («военная шапка»). Немецкие источники дают название 'eisenhut' – «железная шляпа».
Hortus Deliciarum, 1185, Hohenburg Abbey, France
Жан де Жуанвиль упоминает о шапели короля Людовика IX Святого (годы правления – 1226—1270) в «Книге святых слов и славных подвигов нашего короля Луи»[1]: «И я отправился к королю. Едва только я явился к нему, как прибыл мессир Жан Валери и просил его, от имени сира Шатильона, дать ему арьергард. Король согласился на это весьма охотно. После того король отправился в свою палатку, снял с головы свой шлем и взял у меня мою железную каску, как более легкую, чтобы освежиться». Король меняет золоченый шлем на легкую шапель, чтобы подышать в удушающей Палестинской жаре. Книга описывает события Седьмого крестового похода 1248-1254 гг., но написана была на полвека позже – между 1305 и 1309 годами уже очень пожилым хронистом.
Говорит о шапели и французский хронист Жан Фруассар, оставивший нам самые подробные – практически подневные – хроники Столетней войны. В четвертом томе «Хроник» автор пишет о паже Карла VI Безумного (годы правления 1380-1422), что у него была «шапка Монтобана, красивая, яркая и чистая, вся из стали, сияющая на солнце»[2]. Неясно, впрочем, был ли это шлем пажа, или шлем самого Карла. Описание относится к первому приступу безумия короля в лесу Ле Ман, который случился в 1392 году.
Приступ безумия Карла VI в лесу Ле Мана. Иллюстрированные «Хроники».
Фландрия, Брюгге, 1470-1475.
Bibliothèque nationale de France. Département des Manuscrits. Français 2646, 153v
gallica.bnf.fr
До появления латного доспеха шапель использовалась вооруженными всадниками, хотя впоследствии ее по большей части вытеснили закрытые шлемы. После этого она прочно укоренилась в арсенале вооруженных длиннодревковым оружием пехотинцев вплоть до XVII века[3][4].
BL Harley 4751 Bestiary, 1225-1250, Salisbury, England, British Library
Легко понять причину такого исторического процесса. Открытые шлемы были бесполезны в копейной сшибке, особенно в эпоху преобладания латного рыцарского доспеха. Соскальзывая с пластины нагрудника, копье могло попасть в лицо, тем самым преждевременно прервав доблестный жизненный путь тяжеловооруженного всадника. Напротив, в строю алебардистов большая часть ударов обрушится сверху на закругленный купол. Поля защитят лицо и плечи владельца – конечно, если не последует укол биллем или пикой противника. Кроме того, ничем не ограниченное поле зрения позволяло легко целиться, что сделало шлемы с открытым лицом главным выбором стрелков из арбалета, а позднее аркебузиров, рейтар и стрельцов (впрочем, не обязательно таким наголовьем была шапель). Особенно эффективно было использование широкополой шапели в сочетании с бевором начиная с XV века. В вооруженном столкновении воин мог сдвинуть шлем до линии глаз и наклонить голову. Попасть в зазор между кромкой шлема и защитной лицевой пластиной становилось практически невыполнимой задачей.
Конструкция шлема раннего периода (до середины-третьей четверти XIV века) не вполне ясна. Вероятно, купол мог быть как монолитным (из одной пластины), так и склепанным из нескольких деталей. К примеру, скандинавские артефакты середины XIV века демонстрируют сегментную конструкцию, скрепленную полосами металла.
Historiska Museet-Stockholm. Goll, M. Iron Documents.
Поддерживают такую конструкцию и изобразительные источники. К примеру, итальянская картина из коллекции Лувра показывает стражников, которые носят сегментные шапели.
Bartolomeo Bulgarini Resurrection of Christ 1350 (Goll, M. Iron Documents).
Общая черта всех найденных артефактов - ряд отверстий по нижнему краю тульи – для прикрепления подшлемника – и отверстия или крючки для подбородочного ремня. Географический размах упоминаний шапелей в различной форме весьма широк и простирается от территории Голландии и Дании до Швеции на севере и Италии на юге. В Византии XIII—XIV вв. имел хождение шлем с похожей конструкцией, известный нам под названием греческий колпак. Единственный известный артефакт такого типа хранится в Оружейной палате в Москве. Однако, по количеству и разнообразию визуальных источников можно предположить, что колпаки были не редкостью на территории Восточной Римской Империи.
Коллекция музеев Московского Кремля. Шлем, XIII-XIV в.
Источник: kreml.ru
Уже с середины XIV века купол и поля становятся преимущественно монолитными, зачастую цельнотянутыми. Не самая ранняя, но одна из интереснейших находок из коллекции Британского Музея представляет собой шлем последней четверти XIV века. Несмотря на некоторые конструкционные особенности, характерные для шлемов с поздней датировкой, металлографический анализ и косвенные данные о месте находки стали причиной вывода – наголовье принадлежит к последним декадам XIV века.
Источник: britishmuseum.org
Иронично, но шлем с названием «котелок», видимо, был переделан в котелок для приготовления пищи. В 2011 году Британский музей опубликовал масштабное исследование экспоната[5]. К полям шлема приклепана ручка с цепочкой, что визуально напоминает предмет кухонной утвари. Ручка и цепь имеют такие же следы старения, как и купол, на основании чего археологи заключили, что конструкционная переделка имела место в Средние века. В порах металла были обнаружены следы красного пигмента.
Микроскопическое исследование поверхности дало ученым основания предположить, что изначально шлем выглядел так:
Краска была нанесена на всю внешнюю поверхность, доходила до края полей и продолжалась с внутренней стороны. Купол внутри окрашен не был. В соответствии с современными шлему иллюстрациями, на визуальной реконструкции шлем сдвинут на затылок, чтобы продемонстрировать декор нижней части полей.
Grandes Chroniques de France 1375-1380.
Bibliothèque nationale de France.
Département des Manuscrits. Français 2813 409v.
Впрочем, этот шлем представляет собой историческую загадку. Несмотря на то, что к нему прикреплена ручка с цепью, вряд ли шлем использовался для готовки. Любой контакт с открытым огнем не только стер бы малейшие свидетельства использования краски на куполе, но и безвозвратно повредил структуру металла и деформировал форму тульи. Исследователи предполагают, что котелок использовался в качестве контейнера для хранения и переноски грузов. Также есть мнение, что шлем мог быть оборудован цепочкой, чтобы прикрепить его к надгробию владельца[6].
На визуальной реконструкции можно увидеть удлиненный «пик» на полях шлема сзади, защищающий шею. В своей докторской диссертации «Железные документы» Маттиас Голл описывает форму шапелей XIV века с подобным выступом спереди для защиты носа.
Metropolitan Museum of Art-New York (Goll, M. Iron Documents).
По сравнению со шлемами с закрытым забралом, шапель имела намного более простую конструкцию. К тому же, она не имела цели выдерживать копейный удар, что позволяло варьировать форму в довольно больших пределах. Как результат, в XV веке разнообразие форм шапели в зависимости от региона поражает воображение.
К примеру, между 1430-1480 годами в Бельгии, Германии и соседних областях Западной и Центральной Европы распространилась особая форма луковичнообразной тульи с заостренной макушечной частью и иногда ребрами на куполе.
Bayerische Armeemuseum-Ingolstad (Goll, M. Iron Documents).
Одной из наиболее известных и распространенных была Бургундская вариация формы шлема. Ее отличала более покатая форма купола и опускающиеся на уши поля.
Бургундская шапель из коллекции музея Метрополитен, 1475.
Deutsches Historisches Museum-Berlin, 1440-1460. Goll, M. Iron Documents.
Несмотря на региональное название, шлемы такого типа видны на изображениях и из других регионов. К примеру, испанские пехотинцы носят похожие наголовья на картине «Воскрешение Христа» середины 15 века. В Испании этот шлем носил название «кабассет».
Коллекция музея Метрополитен
Коллекция Британского музея, Кабассет, 1471-1499.
Британский музей. Кабассет. 1470.
Известно несколько шлемов аналогичной формы, как украшенных полосой цветного металла посередине, так и простых, без декора.
Кабасеты 15 века видоизменились и превратились в известный и узнаваемый элемент экипировки испанских конкистадоров – шлем морион. Оснащенный высоким гребнем и загибающимися кверху полями спереди и сзади, он уже не был рассчитан на сражение в строю против алебард противника.
Morion ca. 1575 French
metmuseum.org
Как уже упоминалось, идея дополнить шлем с открытым лицом защитным бевором была весьма разумна, а потому популярна по всей Европе. Однако, сегодня это сочетание ассоциируется в первую очередь с испанским доспехом.
Музей Армии в Париже, Испанский доспех, последняя четверть XV в.
basedescollections.musee-armee.fr
Лицевая пластина могла доходить только до носа, оставляя глаза открытыми, либо подниматься до глаз – в таком случае, в беворе были сделаны вырезы. Интересно, что прорези для глаз могли быть и в самой тулье на стыке с полями. Именно так выглядели глубокие немецкие айзенхуды XV века.
Goll, M. Iron Documents.
Может создаться впечатление, что шапели были исключительно шлемом низкого качества для пехотинцев. История, впрочем, хранит не только иллюстрации всадников в «железных шляпах», но и экземпляры королевских шапелей. Весьма известный, в том числе историей своего обнаружения, шлем такого типа – парадная шапель Карла VI, уже упомянутого короля Франции (годы правления 1380—1422). Как мы знаем из истории Столетней войны, Карл Безумный был нездоров и, видимо, выкинул позолоченный медный шлем с позолоченной же короной в колодец Лувра, где его благополучно обнаружили во время раскопок в 1980-е.
Коллекция Лувра, Париж, Франция.
В шапели изображен и Филипп I Красивый на портрете из собрания Бельгийского музея изобразительных искусств 1506 года. Родившийся в 1478 году наследник рода Габсбургов, сын Максимиллиана I, правил герцогством Бургундия в 1482-1506 году под именем Филиппа VI. В 1504 году его супруга Хуана стала королевой Кастилии, а герцог заявил свои права на трон и был коронован под именем Филиппа I. Его жизнь оборвала трагическая случайность – после игры в мяч Филипп выпил холодной воды, простудился и умер 25 сентября 1506 года.
Интересно, что изображенная рядом с королем супруга – Хуана I – была прозвана Безумной, отчасти потому что не смогла смириться с кончиной мужа (хотя приступы у нее случались и раньше). Мы ни в чем не обвиняем украшенные позолоченными коронами шапели, но задуматься стоит!
Несмотря на то, что, строго говоря, век шапели кончился вместе с кончиной Филиппа I Красивого, похожие шлемы продолжали использоваться. Его функциональные особенности – открытое лицо, широкий угол обзора, незатрудненное дыхание и определенная защита от ударов по голове – сделали его очень подходящим защитным элементом как для пехоты, так и моряков. В форме кабассета и мориона открытый шлем проплыл вместе с испанскими авантюристами от Европы в Новый Свет и страны Востока. На рубеже XVI—XVII века морион приобрел характерный высокий гребень[7].
К тому же, на протяжении короткого времени был популярен вариант шлема, выполненный в форме обычной фетровой шляпы.
Helmet in the Shape of a Cavalier's Hat ca. 1630–50 probably British
metmuseum.org
Клод Блэр подводит последнюю черту под веком шапелей на отметке 1620 года. На смену им приходят формы шлемов, известные как «шлем пикинера», «шлем кирасира» и «осадный шлем». Хотя форма круглой тульи с цельноковаными или приклепанными полями существовала и позднее, превратившись в шлемы от солнца для Британских солдат времен Первой Мировой войны.
[1] История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. СПб. 1887 Стр. 678.
[2] Planche, J. (2003). An Illustrated Dictionary of Historic Costume. Dover Publications. P. 89-90.
[3] Laking, F. G. (1920-22) A record of European armour and arms through seven centuries. London : Bell. P. 57-58.
[4] Claude Blair (1958) European Armour Circa 1066 to Circa 1700. Batsford. P. 32.
[5] Hood, J., Dyer, J., Lang, J., & Ambers, J., ‘Defence and Decoration: New findings on a fourteenth century kettle-hat helmet found in London’, in The British Museum Technical Research Bulletin, Volume 5, ed. Saunders, D., Archetype Publications, (2011), pp.73-80.
[6] Там же.
[7] Blair, C. (1958) European Armour Circa 1066 to Circa 1700. P. 153-154.