Шлем армэ и типология забрал

Сегодня мы поговорим про самый красивый и самый знаковый шлем рыцарской эпохи. А именно про шлем армэ. Почему про армэ? Вот буквально совсем недавно, многократный чемпион по историческому фехтованию, многократный чемпион мира по историческому фехтованию, мой старый коллега и товарищ Сергей Уколов написал у себя во вконтактике один знаковый для меня пост. Который сам по себе натолкнул меня на методологические рассуждения.

Позволю себе процитировать тот триггер, который подвиг меня к работе над данным роликом. Вот Сергей Витальевич описывает свои рассуждения, касательно историчности воспроизводимых в движении исторической реконструкции доспехов - "историчность доспеха и соответственно его допуск на наши исторические турниры субъективны, невозможно объективно описать допустимые отклонения в геометрии, скажем, затылочной части шлема армэ или кирасы. На начало XV века очень мало забрал для армэ. Самих шлемов много, но забрала демонтированы. Зато куча изображений и каждый волен интерпретировать их на свой лад".

Этот пост служит хорошей иллюстрацией того, как люди не понимают о чём говорят, если мы говорим о строгой исторической науке.

Итак, поехали...

Во-первых, что такое шлем армэ? Возможно кто-то не знает. Знаковая супер-картинка, это прекрасно сохранившийся шлем из коллекции музея Метрополитан в Нью-Йорке, который имеет все характерные черты этого боевого наголовья. На мой взгляд, настоящего символа позднесредневекового рыцарства. Это тулья, которая защищает верх головы, назатыльник, забрало, и что важно, это подбородник, который прикреплён к тулье на петлях, поднимается, распахиваясь по середине, по медиальной полосе, застёгивается здесь же, закрывается на крючок, шкворень или тому подобное приспособление. Самое главное он распахивается вот так, как челюсти чужого - вверх и наружу. Если такого рода подбороник есть, мы точно имеем дело с армэ.