Салад: готический собор среди шлемов Средневековья

В мире средневекового доспеха, пожалуй, нет такого известного доспеха – и настолько великолепного шлема – как гарнитур для конного поединка императора Максимилиана I работы Лоренца Хельмшмидта. На сегодня доспех находится в Русткамер музее в Вене, вдохновляя художников и костюмеров.

Источник: youtube.com

До нас дошло не так много сопоставимых по красоте комплектов, и большинство из них вышли из одной мастерской. Благодаря узнаваемому декору с веерообразно расходящимися каннелюрами и изящными утонченными линиями как отделки, так и функциональных элементов, напоминающими по форме аркбутаны и стрельчатые арки готических соборов, стиль военного костюма – то есть доспеха – получил название «немецкая готика».

Шлем, наряду с остальными элементами, обладает тем же выразительным «готическим» дизайном – удлиненным, как будто обтекаемым, «каплевидным» профилем и заостренной вытянутой назад нижней кромкой затылочной части. Шлемы такого типа получили название салад (sallet, salade, schaller) и характерны для второй половины 14 – 15 века.

Форма ранних саладов намекает на происхождение.

Great Sallet, Steel, Italian

Источник: metmuseum.org
Гранд-салад, Италия. Конец 14 века (на сайте неверная датировка,
исправлена в публикации European Helmets, 1450-1650:
Treasures from the Reserve Collection, 2000 г.). Вес – 2184 г.

Легко обратить внимание, что форма купола итальянского салада и конструкция щечной части тульи напоминает бацинеты. На позднем этапе своего развития бацинет превратился из полусферической «небольшой чаши» (буквальный перевод названия) в шлем, защищающий шею вплоть до верхней части спины и с лицевой частью опускающейся от висков к нижнему краю челюсти. К началу 15 века его удлинившийся «хвост» начал внахлест перекрывать наспинник кирасы, а щечные части закрывали все большую часть лица. Дополненный забралом и горжетом, такой шлем носит название гран-бацинета, и в основном использовался в качестве турнирного оголовья.

Следует оговориться, что, в отличие от старшего собрата, говорить о выраженной эволюции формы немецкого готического оголовья сложно. Сегодня под названием салад объединяют шлема двух различных форм, которые использовались на протяжении всего одной сотни лет. К тому же, в этот период – на протяжении 15 века – военное искусство существенно изменилось. Конная сшибка как основа ведения войны сменилась набирающим широкое распространение применением пехоты. Военные оголовья для конного и пешего воина существенно отличались по весу и размеру, и по типу воздействия, которому были созданы противостоять. К примеру, салад пехотинца хоть и формой повторял оголовье для копейной сшибки, но был существенно меньше и легче, и к тому же не имел забрала.

Sallet, Steel, Spanish

Источник: metmuseum.org. 1450-1500, Испания.

К примеру, в кромке испанского пехотного салада даже вырезаны отверстия для ушей. Вес этого шлема – всего 2050 г. Отверстия по нижнему краю служили для вшивания подшлемника. О ранней датировке говорит отсутствие характерного гребня.

С гран-бацинетом салад роднит то, что он никогда не оснащался навесной бармицей – защитным оплечьем. В отличие от своего предшественника, салад распространился в эпоху, когда развитие технологии металлообработки позволило защитить шею и нижнюю часть лица отдельной латной пластиной – бевором.

Bevor

Источник: wallacelive.wallacecollection.org, ок. 1480, Германия. Вес – 1100 г.

Высокое расположение защитной пластины – она могла доходить до носа – позволяла укоротить тулью и тем самым облегчить шлем. Ранние рыцарские шлема с глубокой посадкой и широкими полями сменились классической формой тульи, доходящей до скул.

Sallet, Steel, German

Источник: metmuseum.org,1450е, Германия. Вес – 2984 г.

Sallet, Attributed to Hans Blarer the Younger (German, Basel, documented 1453–83), Steel, German, Basel

Источник: metmuseum.org,ок. 1470-1480, Германия. Мастер – Ганс Блэрер Младший.

Такая тулья защищала только половину лица и могла быть оснащена отдельным забралом. Высокий гребень экземпляра на фото выше говорит о том, что шлем относится к концу третьей четверти 15 века. Здесь уже заметен длинный заостренный «хвост».

Часто можно найти упоминание в литературе о том, что форма салада продиктована готической модой на удлиненные и заостренные элементы декора. Однако, у военного оголовья форма была продиктована не только эстетическими принципами, но и практической необходимостью защищать шею. В шлеме с короткой тульей было удобно не поднимать забрало, подвижность которого к тому же ограничивал гребень, а откинуть назад весь шлем. В таком случае нижняя кромка не мешала осуществить этот маневр, а задняя вытянутая часть тульи защищала шею, прилегая к наспиннику кирасы, в поднятом состоянии шлема.

BNF Français 357 Guiron le Courtois

Источник: gallica.bnf.fr. Roman de Guiron le Courtois. Français 357 Maître de Dunois. 1420-1450.

Sallet, Steel, leather, German, Nuremberg

Sallet, Steel, leather, German, Nuremberg

Источник: metmuseum.org, ок. 1490, Германия, Нюрнберг. Мастер – вероятно, Ганс Грюнвальт.

Затылочная часть могла быть цельнотянутой – как на фото выше. В этом  случае задняя часть тульи очень необычная – она даже чрезмерно длинная. Забрало могло быть либо поздним добавлением, либо добавлено реставраторами в 19 веке. Поздняя датировка обусловлена формой гребня – широкой и уплощенной.

Sallet in the Franco-Burgundian Style, Steel, possibly Italian

Источник: metmuseum.org. Поздний 15 век. Франко-бургундский стиль.

Однако, тулья шлема могла быть и композитной – составленной из нескольких пластин. В данном случае к тулье приклепана не только затылочная часть, но и налобная, которая при этом не являлась частью забрала. Затылочная пластина могла быть даже сегментной.

саллет

Источник: wikipedia.org,1480-1490, шлем из коллекции Higgins Armory Museum.

Самой разнообразной могла быть форма забрала – начиная от шлемов вообще без такового с прорезью визора в цельной лицевой части.

Sallet, Caspar Rieder (Austrian, Innsbruck and Mühlau, active 1452–99), Steel, leather, textile (linen, cotton), Austrian, Mühlau

Источник: metmuseum.org. 1480, Австрия. Мастер – Каспар Райдер

Часто можно увидеть забрало с верхней кромкой в форме «трезубца» и визором, нижняя кромка которого выдается вперед, тем самым усиливая лицевую часть шлема для конной сшибки.

Visored Sallet, Steel, possibly French or Flemish

Источник: metmuseum.org.1475, Франция или Фландрия.

Впрочем, прорезь визора могла быть образована нижней кромкой тульи и верхней кромкой забрала.

Sallet, Steel, German

Источник: metmuseum.org.1475, Германия.

Кроме того, на салад могло монтироваться и закрытое забрало с самым причудливым декором.

Sallet

Источник: wallacelive.wallacecollection.org.1510 г, Германия. Вес – 1900 г.

саллет венецианский стиль

Источник: khm.at. 1495 г, Аугсбург, Германия. Закрытый шлем императора Максимилиана I

Декор салада не ограничивался только обтекаемой формой и экзотическими украшениями визора. Достоверно известно, в том числе по сохранившимся артефактам, что оголовья второй половины 15 века декорировали самыми разнообразными способами. К примеру, ряды мелких часто расположенных отверстий по краю свидетельствовали о том, что шлем «при жизни» - в период активного использования – был обтянут тканью или кожей, имел отделку из металла по краю или – как в следующем экземпляре – и то, и другое. Сохранились многочисленные экземпляры шлемов, которые имеют следы обтяжки, но материал не сохранился.

 

Sallet "in the Venetian Style", Steel, gold, copper, textile, leather, Italian

Источник: metmuseum.org. 1460 г, «венецианский стиль», Италия. Обтяжка текстилем – 17 век.

Наконец, одним из самых экстравагантных шлемов-саладов, дошедших до нас, можно назвать миланский конца 15 века с нашлемной фигурой в форме льва.

салад львиная голова

Источник: metmuseum.org. 1475-1480, Италия.

Шлем из коллекции музея Метрополитен украшен сверху головой льва, сформованной из медного листа и покрытой золотом. Это не только самый украшенный из известных нам саладов, но и самый ранний элемент доспеха рыцаря эпохи Ренессанса в стиле all'antica – «античном». Фигура символизирует Немейского льва. В каноническом изображении Геракл – символ доблести и мужества - носил шкуру льва в качестве накидки, располагая голову поверженного хищника на манер капюшона.

Черный салад

Sallet

Источник: wallacelive.wallacecollection.org.1500, Германия.

Целая группа шлемов получила название «черный салад» - но не потому, что их поверхность была черненой. Напротив, «черными» в 14-15 веке называли доспехи, которые не были отшлифованы («белые»). Чтобы защитить сталь от коррозии, ее покрывали дополнительным слоем защитных составов. На поверхность металла наносился грунт, который превращал поверхность латной пластины в настоящий холст, характер изображения на котором ограничивался только желаниями заказчика и фантазией художника. Известны как рисунки животных (льва на примере выше), так и человеческих портретов или геометрических узоров.

 

черный салад

Источник: khm.at. 1490-1500, Германия.

Итальянский салад

Наконец, в Италии – центре производства «белого» доспеха – была в широком употреблении форма салада без забрала. В таком шлеме щечные части так близко смыкались друг с другом, что дополнительная пластина защиты лица потеряла свою необходимость. Шлема такого типа называются итальянским, саладом, или барбютом от итальянского слова barba – «борода». Таксономически (по совокупности признаков) между этими терминами нет различия.

По сохранившимся артефактам видно, как со временем менялась форма тульи, приобретая характерный узнаваемый Т-образный профиль визора.

барбют с наносником

Источник: metmuseum.org.1450. Барбют с наносником.

итальянский салад

Источник: metmuseum.org. 1460, Брешиа, Италия. Оружейник – Джакопо де Каннопио.

барбют

Источник: metmuseum.org. 1475, Италия. Оружейник - Бернардино де Карнаго.

На этих куполах отлично видно, как популярная форма шлема была продиктована функциональностью. Прямоугольный кант вокруг лицевого отверстия служил, чтобы отклонять удары оружия от лица обладателя. Форма тульи повторяет форму головы, а расширяющаяся нижняя часть служит для защиты нижней части шеи от ударов, особенно сзади. Ряд заклепок на уровне висков закрепляет подшлемник внутри стального купола. По две заклепки с каждой стороны под этим рядом указывают на места крепления подбородочного ремня.

древнегреческий шлем

Источник: wikipedia.org, ок. 500 г. до н.э., Греция.

Иногда можно встретить сравнение барбюта с древнегреческими шлемами – особенно с коринфскими. Якобы, увлечение итальянских оружейников античными артефактами в эпоху Ренессанса стало причиной популярности итальянского салада. Современная наука находит эту версию сложнодоказуемой. Форма шлема продиктована формой человеческой головы, которая ничуть не изменилась за два тысячелетия, и прагматичным соображением защитить эту часть тела от тяжелых увечий. Барбют, несомненно, происходит от своих хронологически соседствующих родственников – бацинетов, и насколько сильно влияние древнегреческой эстетики вмешалось в этот вполне естественный процесс, заключить спустя более пятисот лет представляется непростой задачей. Без сомнения итальянские мастера видели античные статуи и барельефы в изобилии. Но, возможно, идея, которую они подчерпнули у мастеров древности заключалась не в непосредственной форме, а в чистоте линий и внутренней гармонии военного оголовья[1].

Век салада кажется коротким – уже в середине XVI века его едва ли можно встретить как на поле битвы, так и на турнире. С одной стороны, армэ – более плотно облегающий голову и шею шлем – вытеснило его из употребления в военных действиях. Гран-бацинеты, прикреплявшиеся к кирасе, лучше подходили для турниров. Сходство с саладом можно найти и в конструкции бургиньотов и военных касок эпохи Первой Мировой войны – и это вполне объяснимо. Салад появился для выполнения прагматичных задач – и пока они не изменились, схожая форма оголовья давала о себе знать в разные эпохи.

 

 


[1] Grancsay, S. (1963). Sculpture in Steel: A Milanese Renaissance Barbute. The Metropolitan Museum of Art Bulletin, 21(5), 182-191. doi:10.2307/3257953

Новинки и скидки