Топфхельм – шлем-горшок

Среди всего исторического многообразия средневековых доспехов большой горшковидный шлем, топфхельм, занимает особое место. Появившийся на заре эпохи развитого средневековья, он в итоге стал непременным атрибутом всей эпохи Средних Веков в современной популярной культуре. В представлении большинства художников именно так должны выглядеть шлемы рыцарей-крестоносцев. Бесчисленные кинокартины изображают всадника в котте с крестом на груди и с повторяющемся в декоре шлема религиозным символом.  Прошедший вместе с тяжеловооруженными конниками через кровавые страницы истории топфхельм – от ранних наголовий до развитой формы турнирного шлема – стал одной из визитных карточек Западноевропейского рыцарства.

Название шлема продиктовано формой – цилиндрическая тулья с плоским верхом похожа на горшок. Так термин немецкого языка topfhelm переводится на русский язык. Название на английском helm или heaume отличает «большой шлем» от «малого» helmet. Иначе наголовье известно под термином great helm.

Иногда в субкультуре любителей оружия и доспеха можно встретить название «потхельм», которое происходит от прямого перевода названия шлема с немецкого на английский. В русском варианте встречается слово «топхельм». Происхождение термина, случается, обосновывают тем фактом, что большой шлем носился поверх малого бацинета. В реальности, конечно, это интерпретация непривычного на слух немецкого названия.

До начала XIII века в обиходе тяжеловооруженного кавалериста бытовали три основных типа шлема – куполовидный, полусферический и цилиндрический. К 1180 гг. все три периодически оснащались защитной пластиной на лицевой части – «наносником». Конечно, надежной защиты лица единственная пластина обеспечить не могла. Со временем пластина все увеличивалась в размерах и превратилась в маску, которая закрывала всю верхнюю половину лица. В русскоязычном сообществе реконструкторов эти ранние шлема называют иногда «васхельмами». В английском варианте наголовье обозначается термином enclosed helmet или прото-топфхельм. Другое разговорное название возвращает дискуссию в мир кухонной утвари – «шлем-солонка» (salt shaker helm).

цилиндрический шлем с маской

Цилиндрический шлем с маской. Италия, Южная Тироль, XIII век.

Цилиндрический шлем в начале XIII века был к тому же оснащен назатыльником, который «сросся» с защитой лица и превратился в единую конструкцию – собственно, топфхельм.

Определить, как именно изготавливались ранние топфхельмы и из скольки пластин состояли – задача практически обреченная на провал. Артефакты, которые дошли бы до нас через более чем восемь столетий, отсутствуют, а источниковая база довольно ограничена. Несколько ранних надгробий изображают наголовье с плоским верхом тульи, но особенности композиции – голова усопшего покоится на шлеме – не позволяют рассмотреть даже художественную интерпретацию конструктивных особенностей защитного элемента. Великие печати едва ли могут выступать полноценным визуальным источником – сравнительно небольшой размер оттиска оставляет слишком много пространства для воображения. Одним из лучших источников Гай Френсис Лэйкинг, историк-искусствовед и куратор Лондонского музея, автор пятитомного исследования западноевропейского оружия и доспеха Средних веков, называет рукомойники (акваманилы), которые часто изображали вооруженных всадников[1]. Конечно, использовать их для анализа конструкции купола очень сложно – именно верх шлема был откидной крышкой, через которую в акваманил наливали воду.

Акваманил

Акваманил. 1250. Коллекция музея Метрополитен. www.metmuseum.org

 

Акваманил

Акваманил. 1275-1300. Британский музей. Источник: www.britishmuseum.org

Единственная конструктивная особенность, к которой можно прийти на основе анализа сохранившихся изображений - отличительной особенностью ранних шлемов до 1250х гг. была укороченная затылочная часть. Лицевая пластина ранних шлемов была намного длиннее[2].

Статуя на западном фасаде собора Уэльса

Статуя на западном фасаде собора Уэльса, 1230-40 гг.

Конструкция подвесной системы внутри шлема и подшлемника зависела о того, в каких сочетаниях носили защитное наголовье. Ранние варианты закрытого шлема использовались поверх кольчужного капюшона – коифа и подшлемника. На основании визуальных источников историки-оружиеведы делают вывод, что под коифом мог использоваться и шлем-черепник (цервельер). С развитием полусферического черепника в малый бацинет, нижний шлем с открытым лицом увеличивался в размере, а с ним и большой шлем. Видимо, позднее появилась собственная подвесная система или подстежка большого шлема, прикрепленная к куполу. Судя по конструкции сохранившихся экземпляров, все шлема такого типа имели приклепанные подбородочные ремни, которые застегивались или завязывались и фиксировали шлем к голове.

Иногда на источниках видны знаменитые усиления лицевой пластины и визора в форме креста. Кроме того, другим функциональным декоративным элементом стала гербовая нашлемная фигура. Вероятнее всего, продиктована их популярность была тем фактом, что закрытый шлем не давал возможности узнать владельца «в лицо».

Великая печать Ричарда I Львиное Сердце

Великая печать Ричарда I Львиное Сердце. 1194 г.

Eneas Romance

Eneas Romance, 1210-1220. Источник: www.wikiwand.com

Неизвестно, из чего изготавливались нашлемные фигуры в начале XIII века. Нарративные источники говорят нам, что Рено, граф Болоньи, произвел фурор на поле битвы при Бувине в 1214 году с рогами на шлеме, изготовленными из китового уса[3]. Вероятно, что вываренная кожа и папье-маше могли быть в ходу как в начале, так и во второй половине XIII века.

Дополнительным украшением могла быть корона или простая полоса желтого металла, которую носили рыцари всех рангов.

Morgan M.638 Maciejowski Bible

Morgan M.638 Maciejowski Bible, 1244-1254. Folio 40

Начиная с 1250х шлем начинает сужаться кверху. Форма усеченного конуса как правило завершалась слегка выпуклой или плоской площадкой.

Топфхельм из Шлоссберга бей Дарген

Топфхельм из Шлоссберга бей Дарген, вторая половина XIII века. Deutschen Historischen Museum в Берлине. Источник: www.reddit.com

Топфхельм из Больцано

Топфхельм из Больцано, ок. 1300. Замок Ангела, Рим, Италия.

Множество найденных шлемов такого типа имеют одинаковую конструкцию – склепаны из пяти отдельных пластин.

Во второй половине XIII века тулья шлема удлинилась и достигла плеч. Лицевая пластина заостренным мысом спускалась на грудь.

Шлем Эдуарда из Вудстока

Шлем Эдуарда из Вудстока «Черного Принца». Собор Кентербери. Источник: Goll, M. Iron Documents

Заклепки удерживали, вероятно, не только пластины между собой, но и подшлемник внутри купола. Для этой же цели могли служить дополнительные отверстия в куполе. Система, удерживавшая объемный большой шлем на голове владельца, выглядела как широкая полоса кожи, нарезанная треугольниками. Вершины треугольников собирались на макушке на шнурок. К кожаной полосе мог прикрепляться и льняной стеганый подшлемник – его остатки были найдены в шлеме сира Ричарда Пембриджа.

надгробие сэра Ричарда Живерни

Рассмотреть подшлемник можно на надгробии сэра Ричарда Живерни, ум. 1328 г.

В начале 1300 гг. начинают встречаться упоминания «большого шлема с визором». Историки расходятся во мнении, что означает эта фраза. Клод Блэр считает, что визором могли называть подвижное забрало, изображения которого нередки в первой четверти XIV века.

Treatise of Walter de Milemete

Treatise of Walter de Milemete, 1326-1327. Источник: digital.bodleian.ox.ac.uk

Визор крепился к тулье в двух точках на висках, и в открытом положении такой шлем изображался практически неотличимо от позднего бацинета.

Нашлемные фигуры оставались распространенным декоративным элементом – они крепились к куполу кожаными шнурками. Отверстия для креплений заметны на многих закрытых шлемах.

Также с 1300х гг. появляются цепи, которыми шлем прикреплялся к защите корпуса. В момент, когда большой шлем не требовался, владелец мог сбросить его за спину, оставшись в кольчужном коифе и небольшом шлеме с открытым лицом – цервельере или бацинете. Для прикрепления цепочки использовалось одно или два отверстия у нижнего края шлема. К примеру, на шлеме Пембриджа для этой цели служат два крестообразных отверстия с двух сторон от центрального ребра лицевой пластины.

Bodley 264 Romance of Alexander

Bodley 264 Romance of Alexander, folio 117v

Статуя Гюнтера фон Шварцбурга

Статуя Гюнтера фон Шварцбурга, короля Германии, ум. 1349 г. Источник: wikipedia.org

Отдельной ветвью развития закрытых шлемов считается конический грейтхелм. Его же иногда называют разговорным термином «сахарная голова» или «шугарлоаф». Тулья шлема «заострилась» в последней трети XIII века. Встречается мнение, что развитие малого бацинета продиктовало схожее изменение и формы большого шлема, надевающегося поверх. Как и родственные формы с плоской тульей, заостренные топфхельмы изготавливались из нескольких склепанных пластин, лицевая часть усиливалась крестообразно расположенными усилениями – часто концы креста выполнялись в форме французской геральдической лилии «флер-де-лис». Благодаря вытянутой и заостренной форме купола, шлем лучше защищал от ударов – во время схватки между всадниками удары в голову соскальзывали с наголовья обтекаемой формы.

Изображения остроконечных шлемов встречаются на великих печатях Томаса Плантагенета, графа Ланкастера и на печати Робера, графа Булони и Оверни. Первая половина XIV века, к тому же, отмечена и надгробиями с изображениями аналогичных форм тулий.

топфхельм

Надгробие сира Роджера Трампингтона

Надгробие сира Роджера Трампингтона, ум. 1326 (датировка дана по Southwick, 2006)

На протяжении XIV века топфхельм мало изменялся в форме и функциональности. Шлема середины XIV века, самые известные из которых – уже упомянутый шлем Черного Принца и шлем сэра Ричарда Пембриджа – практически не отличаются от более ранних версий из Больцано и Кюзнахта.

Шлем сэра Ричарда Пембриджа

Шлем сэра Ричарда Пембриджа. XIV век, Англия. Национальный музей Шотландии. Источник:www.nms.ac.uk

Начиная с 1350-х топфхельм начал уступать место на поле сражения другим типам шлемов, но продолжал широко использоваться в качестве турнирного наголовья. В конце XIV века появилась развитая форма топфхельма с высокой тульей и полукруглой спускающейся на грудь лицевой частью с петлями, которые служили для прикрепления шлема к нагруднику доспеха.

Шлем сэра Ричарда Пембриджа

Шлем сэра Николаса Хауберка для конных поединков. 1375-1400. Royal Armouries, Leeds, England.

Шлем короля Генриха V

Шлем короля Генриха V для копейных сшибок. Поздний XIV – начало XV века.

Однако, эти наголовья сохраняют форму и функциональность боевых шлемов. В изобразительных источниках топфхельмы иногда встречаются в контексте военных действий вплоть до первых десятилетий XV века.

В 1400е гг. появляется форма, известная под названием «жабья голова» или штеххельм- первый шлем, созданный специально для турниров.

Шлем «жабья голова» на табернакле

Шлем «жабья голова» на табернакле. Бавария, 1403. Источник: ima.princeton.edu

Отличительной особенностью турнирного большого шлема были застежки спереди и сзади, которыми шлем прикреплялся к нагруднику и наспиннику, и горизонтальная прямая линия визора, далеко выдававшаяся вперед. Конструкция шлема полностью защищала лицо и глаза владельца, когда он сидел прямо. Ограниченно видеть перед собой было возможно только наклонившись вперед во время опускания копья перед ударом.

Шлем для джостинга

Шлем для джостинга. Ок. 1500. Германия, Нюрнберг. Коллекция музея Метрополитен. www.metmuseum.org

Функционально шлем не изменился до 1530 гг. Незначительные региональные вариации формы затрагивали только лицевую часть. Конструкционно такие шлема могли иметь съемный визор, чтобы при необходимости трансформировать их в гранд-бацинеты для пешего поединка.

Лицевая пластина шлема

Лицевая пластина шлема. Коллекция музея Метрополитен. 1510-1520 г. www.metmuseum.o

Такая форма шлема была очень неудобна для любых других видов состязаний, кроме собственно копейной сшибки. В XVI веке турниры по джостингу существовали в двух популярных вариантах – gestech основной задачей во время которого было выбить оппонента из седла, и scharfrennen, в котором очки начислялись за красиво разлетевшиеся обломки копья. Впрочем, в 1530 гг. турнирное наголовье сменяет армэ с укрепленной на кирасе защитной пластиной для лица или со специальными усилениями, которые могли крепиться непосредственно к седлу. С 1550 гг. шлем «жабья голова» практически полностью вытесняется более универсальными вариантами наголовий, а падающая популярность конных копейных сшибок и вовсе подводит черту под существованием топфхельмов.

 

[1] Laking, F. G. (1920) A record of European armour and arms through seven centuries. Vol I. P. 269.

[2] Leslie Southwick (2006) The Great Helm in England, Arms & Armour, 3:1, 5-77, DOI: 10.1179/174962606X99146

[3] Blaire, C. (1958) European Armour: circa 1066 to circa 1700. London, Batsford. P. 31.

 


В нашем магазине «Donjon» Вы всегда можете получить наиболее исчерпывающую информацию о товарах, исторических реконструкциях, купить оружие для ролевых игр, доспехи и одежду средневековья и других исторических периодов.