Ярмарки эпохи Возрождения

 

I was told once, by a friend of mine,
She had seen an olden sign,
Said she was not from this time,
And did I feel the same?

[…]

Gather lords and ladies fair,
Come with me to the Renaissance Faire


Blackmore’s Night - Renaissance Faire

 

В американской популярной культуре ярмарки эпохи Возрождения – явление не менее известное, чем песня группы бывшего гитариста группы Deep Purple Ричи Блэкмора. Композиция дебютного альбома группы Blackmore's Night увидела свет в 1997 году – когда история ярмарок уже подошла к 35-летнему юбилею. А началось движение возрождения интереса к истории поздних средних веков и раннего нового времени именно с музыки.

рыцарь на ярмарке возрождения

The original Renaissance Pleasure Faire. Источник renfair.com

Соединенные штаты Америки в период после Второй Мировой войны стали родиной большого количества контркультурных направлений. Одним из них было движение музыкального возрождения во главе с фолк-музыкантом Джоном Лангстаффом. Начав в 1950 гг. с народной музыки Британских островов, он посвятил свою карьеру коллекционированию и исполнению фолка Англии и Америки. Супруги Лангстаффы – Джон и Нэнси – исследовали, компилировали и выпускали коллекции народных композиций в виде нотных книг и аудиозаписей, а в 1957 году основали фестиваль «Рождественский кутеж» (Christmas Revels). Празднования в честь зимнего солнцестояния – праздника Йоль – так полюбились публике, что стали традиционным ежегодным концертом народной музыки, танца и песни начиная с 1971 года[1], объединяя под одной крышей фолкеров всех направлений. Хороводы в национальных и стилизованных средневековых костюмах стали неотъемлемой деталью праздников по всей стране.

Portland Revels, трейлер, 2019

На волне растущего интереса к литературе жанра фентези, исторического и псевдо-исторического романа, особняком стоящей публикации романа Дж. Р. Р. Толкина «Властелин Колец» в 1953 году, на Западном побережье начали появляться группы, интересы которых были сосредоточены на далеком прошлом или вымышленных мирах. Пример такого объединения, весьма успешно дожившего до наших дней, - Общество Креативного Анахронизма, созданное в 1961 году. На этом фоне вполне закономерным выглядит другой Калифорнийский проект, основанный Филлис Паттерсон (1932-2014) – ярмарки эпохи Возрождения.

Сразу после окончания старшей школы Филлис основала детскую телепередачу «Игровая площадка у Фил». На экране ведущая совместно с друзьями из колледжа по ролям читала стихи и короткие истории. Позднее в интервью Филлис вспоминала, что основной задачей шоу было обучение с помощью театрализованного представления – идея, которая после перекочует в главное детище Паттерсон. Решив сфокусироваться на получении диплома в сфере образования, Филлис ушла с телевидения, и шоу закрылось, но идея – играя, обучать – не умерла.

Phyllis Patterson in 1990

Филлис Паттерсон в 1990 г. Фото: The New York Times

В конце 1950-х после свадьбы Филлис переехала в Laurel Canyon на Голливудских холмах – в дом своего супруга – и после рождения сына в 1960 году начала искать работу, которая позволила бы ей проводить больше времени с ребенком. Так Филлис, в прошлом преподаватель английского языка и литературы старших классов, оказалась в молодежном центре «Страна чудес» легкой либеральной направленности. В результате недопонимания во время интервью на соискание должности, Филлис не до конца отдавала себе отчет, на что подписалась. Опытный преподаватель выпускных классов обнаружила себя во главе разношерстной группы детей в восемьдесят человек в возрасте от шести до тринадцати лет. В попытках организовать занятия, одинаково увлекательные и полезные как для подростков, так и для младших ребят, она начала использовать отрывки из театральных спектаклей – для обучения литературе и истории.

Филлис видела свою основную задачу в создании условий для активного участия всех детей. «Чтобы ни одному ребенку не приходилось играть куст или дерево на сцене». Самым популярным жанром в арсенале Паттерсон стала комедия дель арте – сатирическая импровизация родом из Италии эпохи Ренессанса.

комедия дель арте

Персонажи итальянской комедии дель арте. Гравюра Жака Калло. XVII век© The Trustees of the British Museum 

Молодая труппа, конечно, не была профессиональной – но была великолепно оснащена костюмами, реквизитом и оборудованием. Поскольку большинство обитателей Голливудских холмов были так или иначе задействованы в киноиндустрии, не было недостатка в желающих поучаствовать в обеспечении кружка всем необходимым – от нарядов до вагончика передвижного театра. Поспособствовала этому и политическая обстановка конца 1950-начала 60х гг. В то время район, в котором жила чета Паттерсонов, считался оппозиционным - из-за большого количества антифашистов, антикоммунистов и пацифистов живущих в округе, все обитатели Laurel Canyon оказались в негласном черном списке, из-за чего многим артистам и художникам отказывали в работе голливудские кино- и театральные компании. Пытаясь отвлечься от социальной и политической повестки, многие охотно погружались в рукодельные проекты для детского театра.

Первые представления проходили в месте репетиций – на заднем дворе дома Паттерсонов - молодой маме было удобнее работать в собственном доме. Как Филлис и ее супруг Рон позднее напишут в программном обращении к участникам фестивалей, идея ярмарки появилась постепенно. Наблюдая за детьми, перевоплощавшимися в персонажей итальянской комедии, Филлис представляла, как преобразился бы передвижной вагончик театра, будь окружен не современными микрофонами и прожекторами, а шутами, жонглерами и акробатами в средневековых костюмах XVI века.

Но организация масштабного мероприятия выходила далеко за финансовые и физические возможности родителей молодых актеров, поэтому Филлис Паттерсон воспользовалась всеми доступными ей возможностями для проведения рекламной кампании, сбора средств и поиска волонтеров. Для этого она предложила свои услуги ведущей для радио Пасифика, одной из радиостанций левого крыла, в обмен на возможность объявить о готовящемся фестивале. В результате силами добровольцев и с помощью пожертвований (не всегда в денежном эквиваленте) была проведена работа грандиозного масштаба. На ранчо Оливера Хаскелла в Северном Голливуде были собраны шестьдесят ларьков для торговцев, созданы декорации, маски и весь реквизит для средневекового шествия. Костюмы пожертвовала компания NBC.

Эффект превзошел все ожидания. За два дня фестиваля – 11 и 12 мая 1963 года – площадку посетили шесть тысяч человек. Кампания по сбору средств для радио Пасифика в рамках мероприятия принесла по разным источникам от 6 до 15 тысяч долларов.

Фото с ярмарки в сопровождении радиотрансляции. DickensFair YouTube Channel

Такая популярность и финансовый успех предопределили судьбу ярмарки. Практически немедленно началось планирование аналогичного фестиваля на будущий год. С первых дней планирования организаторы подошли и к проблеме аутентичности - в качестве прототипа была выбрана Старая Ярмарка на холме Вудбери (Великобритания), которая была основана в 1200е гг. Помимо воспроизведения духа и облика ярмарки – сочетания торговых павильонов и уличных представлений – организаторы наняли актеров, играющих исторических персонажей[2].

Безусловно, выбор прототипа добавил облику ярмарки достоверности, но вместе с тем прямая отсылка к другому региону и исторической эпохе стала прекрасной сценой для сатирических комментариев о современной американской действительности. В самом деле, дурачась и высмеивая «мир наизнанку» в декорациях ренессансного карнавала, участники получали возможность свободно высказать свои оппозиционные политические взгляды, не находившие места в повседневной жизни.

colorado renaissance festival

Colorado Renaissance Festival. Photo by Sean Lawlor

Начавшись с Renaissance Pleasure Faire 1963 года, ярмарки быстро распространились не только на всю страну, но и за ее пределы. Их отличительная черта – «фестивальность». Участники ярмарки носят костюмы выбранного периода (или стилизованные костюмы для фентези-ярмарок), организовывают мастер-классы в возведенных на месте гончарных, ткацких, стеклодувных мастерских и кузницах – а вот посетители могут быть одеты как им вздумается. Торговые ряды предлагают товары как традиционных ремесел, так и современные массово произведенные сувениры в стиле ар-деко или бохо. Публику развлекают артисты, музыканты, танцоры, театральные труппы, акробаты, жонглеры и герольды. Рыцарские пешие поединки и конные сшибки тоже нередко входят в программу фестивалей – независимо от выбранного организаторами периода.

В отличие от мероприятий Общества Креативного Анахронизма, на ярмарку можно прийти в современной одежде и провести день просто блуждая между ларьков, порадовать себя освежающим напитком у прилавка пивоварни, а детям купить деревянный меч или лук, а то и маску чумного доктора ручной работы.

renaissance pleasure faire

The original Renaissance Pleasure Faire.

Сама Филлис Паттерсон очень внимательно относилась к вопросу аутентичности всех костюмов и предметов, появляющихся на ярмарке. Как педагог, она чувствовала, что ее миссия заключается не просто в развлечении для американцев и не в создании очередного повода заглянуть в кошелек посетителям. Ее задача – как и в начале карьеры – была просветительская и образовательная. Однако, времена ее монополии на рынке минули, и в попытках выделиться группы организаторов идут на всевозможные ухищрения – открывают ворота ярмарки для пиратов, фавнов и фей, а то и вовсе проводят мероприятие в формате мультифестиваля.

Уровень исторического соответствия бывает весьма различным. На площадке можно наткнуться как на серьезных реконструкторов, которые стремятся воспроизвести технологию или костюм узкого временного периода во всех деталях, так и на откровенно вымышленных персонажей, а то и просто торговцев слегка стилизованными товарами. Зависит это в основном от политики организаторов.

К примеру, чтобы попасть на The Original Renaissance Pleasure Faire, торговцу придется предоставить детальный эскиз своего лотка или павильона. Все детали торговой точки должны быть изготовлены вручную по уникальному дизайну и соответствовать эстетике XVI века. Кроме того, каждый товар должен быть одобрен специальной комиссией фестиваля. Все развлечения проходят схожий процесс отбора – но на первый план выходит веселье и безопасность участников. Каждый сотрудник и волонтер должен быть одет в костюм, характерный для Англии 1580 года (детальный документ с требованиями выложен на сайте фестиваля[3]) – и может либо приобрести его у организаторов, либо изготовить самостоятельно[4]. Не только внешний вид, но и речь торговцев и аниматоров должна соответствовать событию – с каждым участником проводится интервью, а отдельная секция сайта предлагает облагородить повседневный лексикон вкраплениями фраз Елизаветинских времен.

Good morning.

  =  

Good morrow.

Good afternoon.

  =  

Good day.

I’ll see you later.

  =  

I shall see you anon.

How are you?

  =  

How now?

Please…

  =  

Prithee or Pray…

Thank you.

  =  

Grammercy.

Hello, nice to see you!

  =  

Hail and well met!

What time is it?

  =  

How stands the hour?

Where are the restrooms?

  =  

Whither be the privies?

What is your name?

  =  

What be thy tide?

Please wait on me!

  =  

Prithee, attend me!

I’m thirsty.

  =  

I be parched.

Goodbye, I gotta go!

  =  

Fare thee well; I must away![5]

 

 

renaissance festival costumes

The Original Renaissance Faire. Источник: reddit.com

Самой старой ярмаркой в мире остается Renaissance Pleasure Faire of South California – преемница самого первого фестиваля. Она проводится ежегодно начиная с 1963 года в Ирвиндейле в апреле-мае. Тематически воспроизводит ярмарку 1580 года в Дептфорте (Лондон).

renaissance pleasure faire of south california

The original Renaissance Pleasure Faire.

Самой крупной по количеству посетителей можно смело назвать Texas Renaissance Festival с полумиллионом гостей по данным 2016 года. Ярмарка проводится к северу от Хьюстона в течение двух месяцев – октября и ноября. Посещение стоит всего 18 долларов и в 2020 году количество билетов ограничено сотней тысяч. Тематика очень широка – от третьего до шестнадцатого века, включая викингов, пиратов, кельтов и элементы фентези. В 2020 ярмарка отметит сорок шестой день рождения.

texas renaissance festival

Ренессанс и пираты. Texas Renaissance Festival. Official Facebook page.

В Техасе в городе Пейдж проходит ярмарка, посвященная правлению короля Ричарда Львиное Сердце под названием «Шервудский лес». На постоянной площадке с более чем сотней капитальных строений в апреле и мае прошел уже одиннадцатый сезон. Ярмарка может похвастаться собственным замком, рыцарские конные сшибки на фоне которого выглядят просто фантастически.

sherwood forest faire

Sherwood Forest Faire. Facebook page.

Несмотря на большую популярность такого формата мероприятий в США, в остальном мире ярмарки не снискали особой любви. Для Европы больше характерен формат реконструкторского фестиваля, особый шарм которому придает подлинное историческое окружение – стены средневекового замка или место сражения. А на стенах Каркассона или на берегу моря в норвежском фьорде фавны и эльфы – согласитесь - выглядят не очень уместно.

 

[1] Watts, S. H., & Bartolome, S. J. (2013). Children’s Folk Songs of America: The Folk Music Legacies of John Langstaff and Ruth Crawford Seeger. General Music Today, 26(3), 13-17.

[2] Rubin, R. (2012). “Welcome to the Sixties!”. In Well Met: Renaissance Faires and the American Counterculture (pp. 9-79). NYU Press. Retrieved June 17, 2020, from www.jstor.org/stable/j.ctt9qg8zw.6

[3] Руководство по костюму. https://renfair.com/socal/join-us/costume-guide/ (англ).

[4] Работа на ярмарке https://renfair.com/socal/join-us/ (англ).

[5] Руководство по языку https://renfair.com/socal/join-us/language-guide/ (англ.)

Новинки и скидки